Игорь Витиорец, CTO компания Slomo TV

1. О экспозиции компании slomo.tv

На нашем стенде мы стараемся рассказать и показать все самое интересное и новое, что есть у нас. К сожалению все показать невозможно :-). Наш стенд ещё не вырос до размера стенда Black Magic Design . Хотелось бы обратить внимание на нашу новинку - интеграцию наших повторных серверов с высокоскоростной, снимающей до 1000 кадров в секунду, камерой NAC Ikegami HI MOTION II. В телевизионной практике эти камеры используются для съёмки сверхбыстрых моментов, к примеру, полёта и деформации мяча или попаданий ударов в боксе. Сейчас для управления этой камерой используется специальный контроллер. Так как объем внутренней памяти камеры ограничен, клипы после воспроизведения записываются на стандартный сервер повторов. При использовании повторных систем других производителей, оператор вынужден использовать сразу два пульта – один от камеры, второй от системы. С помощью нашей системы оператор управляет и камерой и сервером с одного пульта. Ему не надо заботиться о том, чтобы снятый клип был записан на сервер и размечен как клип – это делается автоматически. Сюжет размечается, создаётся клип и сохраняется в плейлисте автоматически. Совместно с японской компанией E-Global Edge на базе нашего сервера видеосудейства Jr было создано специальное компактное решение для работы с этой камерой. Jr. Himotion представляет собой специализированный видеосервер, выполненный в корпусе обычного LCD Full HD монитора. Полнофункциональный видеосервер с 3 входами и 1 выходом решает все задачи по управлению камерой HiMotion II, записи клипов, которые были воспроизведены с неё, задачи по составлению и воспроизведению плэйлистов из них и к тому же заменяет Full HD SDI монитор.

Также мы демонстрируем "тяжёлый" сервер BlackJack AT/3G. Самый первый сервер из этого семейства – BlackJack AT/HD – предшественник новинки поставляется клиентам с 2012 года. Он имел 12 видеопортов HD/SD SDI. Именно столько видеопортов имеет новинка представленная на данной выставке одним из крупных вендоров. Показываемый здесь BlackJack AT/3G выпускается с 2014 года. Он имеет 16 видеопортов 3G/HD/SD SDI. Все видеопорты могут быть настроены на работу как на вход, так и на выход. Это позволяет настроить необходимое соотношение видеовходов и выходов под конкретную задачу. Стандартной конфигурацией современных систем является: 12 видеовходов SDI и 4 видеовыхода для работы в режиме повторов, и конфигурация для записи под монтаж с 16 видеовходами. Без ложной скромности могу сказать, что наличие 16 видеопортов 3G/HD/SD SDI, дисковая подсистема на основе SSD, поиск по всем каналам и одновременная с повторами запись монтажных файлов по технологии DMR™, возможность независимой работы 3х операторов с 3мя полноценными интерфейсами делает этот сервер самым мощным видеосервером в мире.

И естественно мы показываем самую компактную профессиональную систему повторов в мире Simple R. Одновременно с записью 3, 4 или 6 каналов (в зависимости от модели) серверы семейства Simple R обеспечивают высокоскоростной полнокадровый поиск по всем записанным каналам и воспроизведение двух каналов с эффектом перехода между ними. Системы используют хорошо зарекомендовавшие себя в отрасли кодеки: DVCPro 50 / DVCPRO HD и MJPEG. Сервера семейства Simple R имеют до 3х графических портов, которые могут быть использованы для отображения основного интерфейса со встроенным мультивьювером, полноэкранного мультивьювера и интерфейса Game Analyzer (телестратор).

В Simple R впервые в мире для систем многоканальной записи использована дисковая подсистема на основе SSD. Это даёт возможность эксплуатации системы в экстремально жёстких условиях – в том числе и при высоком уровне вибрации. Наша компания сумела создать для данных серверов дисковую подсистему с максимальным объёмом до 80 часов видеоматериала Full HD с качеством 100Mbit. Это является выдающимся показателем даже для полноразмерных повторных систем и просто уникально для таких миниатюрных габаритов.

Сервера Simple R могут быть оснащены опцией цифрового звука SAndy Audio. В этом случае суммарное количество каналов звука, записываемого видеосервером, может достигать 240 каналов. Таким количеством каналов записываемого звука могут похвастаться не все профессиональные звуковые мультитрекеры.

На всех выставках мы демонстрируем оборудование для видеосудейства. На этой выставке мы показываем videoReferee®-ЗG. До этой системы самой совершенной системой видеосудейства была наша система videoReferee®−IIM2. Стоит заметить, что в Европе и странах exUSSR установлено достаточно большое количество этих систем. Система предшественница нового сервера судейства использовала 11 универсальных входов HD/SD SDI, каждый из которых сконфигурирован для работы в SD или HD-разрешениях, новая же система работает с сигналами 3G и HD SDI. Это позволяет использовать совместно с данным сервером 2-скоростные камеры, дающие в два раза большее количество фаз движения. Благодаря этому судейство "быстрых" видов спорта стало более комфортным и однозначным. Например в волейболе благодаря этому судьи принимают однозначные решения по поводу попадания мяча в площадку.

2. О выставке

Мое мнение, что в эру интернета все выставки – в первую очередь имиджевые мероприятия: приезжая сюда, ты должен показать, что ты жив и что у тебя все очень хорошо :-). В какой-то степени, любая выставка – это ярмарка тщеславия. Яркий пример стенд компании Black Magic Design – самый большой на выставке. Но участие в выставке это также возможность показать свои решения в работе людям, для которых это важно. Ведь в интернете можно много чего написать... :-) И нарисовать :-)

Мы ожидаем, что о нас узнает большее количество пользователей. Мы показываем, что мы разрабатываем новые технологии и решения и доказываем, что мы «впереди планеты всей». В советское время описывая что-то технологическое очень любили термин "на уровне лучших мировых образцов". И вот уже 2 года подряд мы являемся – лучшим мировым образцом. В частности, система повторов Simple R была впервые показана на выставке IBC 2012 больше 2х лет назад и за все это время никто ничего подобного не сделал. Так же стоит заметить, что мы единственные в мире производители систем многоканальной записи, внедрившие дисковую подсистему на основе SSD.

Я немного похвалю нашу компанию – у нас маленькая компания, всего в ней работает 30 человек и при этом, мы делаем самые продвинутые в технологическом плане системы на рынке. Два из трёх повторов, показанных в эфире российского телевидения делаются не серверах slomo.tv. Две третьих всех шоу-программ, концертов, ответственных событий на отечественном медиарынке записываются с использованием наших серверов.

3. О трендах

4K! Везде 4К! Все, даже компании из 3х человек на 9 квадратных метрах кричат большими буквами, что они 4K! Это показательно. Это очень похоже на ситуацию после выхода Аватара. Возможно 4K, станет драйвером развития телевидения, как в плане появления новых телевизоров, так и в плане повышения качества контента. 3D не стал таким локомотивом отрасли. Оценивая опыт съёмок фильмов в 3D, мы чётко понимаем, что это очень сложная технология. 3D требует высококлассной тончайшей проработки деталей всех этапов процесса. Это большая сложная система. Производственный процесс требует участия специального обученного персонала: профессиональных операторов, 3D-супервайзеров и др. И любая ошибка приводит к тому, что зрители в кинотеатре требуют 2D версии фильма. С 4К в этом плане будет проще, это просто стандарт разрешения и все делается техникой. В этом случае отпадает необходимость привлечения большого количества классных специалистов.

Другая заметная тенденция на рынке, начавшаяся год назад – объединение и укрупнение компаний. Так например, в ходе выставки компания Avid объявила о приобретении ORAD Hi-Tec Systems Ltd., которая является производителем графических 3D-решений, виртуальных студий и видеосерверов.

PDF версию статьи можно скачать здесь.


Компания Slomo.tv – это системы многоканальной записи и повторов вещательного качества. На сегодняшний день в арсенале компании имеются различные семейства продуктов, отвечающие широкому кругу потребностей пользователей. Сегодня речь пойдет о нескольких примечательных новинках.

Родоначальник линейки продуктов Simple R был представлен на прошлогодней выставке IBC – это система Simple R (3-3-1), имеющая три канала одновременной записи видео в качестве SD или HD, 3 канала поиска по видео, воспроизведение двух видеоканалов с эффектами переходов между ними и передача на видеовыход. Физически система имеет один видеовыход, а ёмкость встроенного массива обеспечивает запись до 33 часов DVCPro HD видео. Система управляется при помощи профессионального пульта Control Z, который подключается по интерфейсу RS-422, что обеспечивает надежность. Также Simple R может управляться или управлять внешней периферией по интерфейсу GPIO (General-Purpose Input/Output).

Что нового?

На основе системы Simple R (3-3-1) компанией Slomo.tv создано новое семейство продуктов, включающее Simple R (4-4-2), Simple R (6-6-2), Simple R SM, Simple R SM2, VideoReferee®SR. Характерные черты этого семейства – компактность (корпус высотой 1 U и глубиной 29 см), малый вес – около 5 кг, использование SSD дисков, обеспечивающее высокую надежность системы и устойчивость к механическим ударам и вибрациям. Это новое семейство, как и все продукты компании, соответствует вещательному качеству broadcast grade.

Продукты семейства Simple R дают возможность гибкого использования всех выходов графической подсистемы. Основной графический выход используется для интерфейса управления системой со встроенным Multiviewer. Второй выход графической карты может использоваться для вывода Multiviewer, а третий выход (при наличии), может использоваться для интерфейса управления опцией Telestrator.

Широкий выбор опций.

Системы Simple R имеют широкий набор опций, расширяющий их функциональные возможности и варианты использования.

Экспорт. Опция экспорта записанного видео в монтажные файлы в формате MXF или MOV позволяет работать с нелинейными видеомонтажными системами, такими как Apple Final Cut, Avid Media Composer, Canopus Edius, Adobe Premiere.

4 канала видео. Опция записи четырех каналов SD или HD видео с последующим экспортом в монтажные файлы вышеперечисленных форматов. Экспорт записанного видеоматериала может быть осуществлён на любой файловый носитель, подключаемый через USB 3.0, eSATA или 1GbE интерфейсы. Использование данной опции невозможно с режимом видеоповторов (в устройстве Simple R (3-3-1)).

Запись RAW видео. Опция записи некомпрессированного видео – компания Slomo.tv единственная в мире кто обеспечивает такую возможность. Запись производится в схеме цветовой дискретизации формата 4:4:2. Система обеспечивает запись некомпрессированного видео с 3-х камер в формате 4:2:2 и 10 бит/точку (1024 градаций яркости на точку) за счет использования дисковой подсистемы на основе SSD дисков и благодаря ей доступна высочайшая скорость обмена данными. После окончания записи производится экспорт записанного видео в формат без потерь v210, либо в форматы Apple ProRes 422 HQ или Apple ProRes 444.

Увеличение дискового пространства. Опция расширения дискового пространства в Simple R позволяет увеличить объем записываемого видео в два раза – до 60 часов Full HD видео.

Выбор пользователя

Каждая из систем Simple R (4-4-2) или Simple R (6-6-2) имеет два видеовыхода, из которых первый используется для выдачи программы (замедленные повторы и прочее видео), а второй видеовыход может быть сконфигурирован в зависимости от потребности пользователя для вывода:

  • Preview (использует стандартный для отрасли интерфейс – показ следующего клипа при проигрывании Playlist или дублирование видео из активного канала во время поиска);

  • Multiviewer – многооконный интерфейс для отображения всех видеоокон на дополнительном мониторе;

  • Telestrator – графический инструмент для разбора игровых ситуаций;

  • Alpha-channel – для воспроизведения альфа-канала при проигрывании импортированных клипов компьютерной графики;

  • для вывода задержанного сигнала одного из входов на фиксированное время – VideoServer (delay).

    Три выхода графического интерфейса позволяют использовать один из них для отображения интерфейса управления системой со встроенным Multiviewer, второй – для показа Multiviewer, третий – для показа Telestrator.

    Super Motion

    Начиная с 2012 года на устройствах семейства Simple R, так же как и на других полноформатных системах компании Slomo.tv, стала доступна работа с высокоскоростными камерами Super Motion. Данные камеры производят съемку с частотой 75/90 кадров/с (150/180 полей) и позволяют производить видеоповторы замедленные в три раза без потери качества изображения.

    Главным отличием технологии Super Motion компании Slomo.tv является информативный интерфейс со встроенным Multiviewer, имеющий большие и удобные видеоокна, при этом на одном мониторе отображается вся информация, использующаяся в работе.

    В чем отличие?

    Существующие на рынке системы видеоповторов позволяют изменять скорость воспроизводимого видео только с очень ограниченным шагом – 33% или 100%. Реализация Super Motion повторов от Slomo.tv отличается не только расширенным диапазоном фиксированных значений (33%, 66%, 100%, 133%), но и обладает уникальной возможностью плавного изменения скорости в диапазоне от -66 до 133%.

    Плавное изменение скоростей повторов дает дополнительные преимущества при работе с оперативными повторами большой длительности. Например, имеется событие длиной 3 секунды, которое необходимо воспроизвести в замедленном повторе, и при использовании стандартного диапазона 33% или 100% это возможно сделать только уменьшая скорость в три раза (33%) и увеличивая, тем самым, время показа этого события до 9 секунд. При использовании плавного изменения диапазона скоростей в системах Slomo.tv можно воспроизвести это событие со скоростью 75%, при этом данный клип будет иметь длительность 4 секунды и будет более нагляден, чем при 100% воспроизведении.

    Графический инструмент

    Часто в спортивных передачах возникает необходимость проведения анализа произошедших событий. В этом случае используется предварительно записанный материал со специальной графической разметкой. Специально для таких задач компания Slomo.tv разработала программное обеспечение Telestrator, позволяющее на проходящем или записанном видеосигнале наносить графическую разметку, такую как фокусировка на объекте, траектория движения, границы и т.п.

    Устройством ввода и отображения информации при работе с Telestrator может выступать интерактивный перьевой дисплей Cintiq 13HD производства компании WACOM (или аналогичный), также может быть использован любой монитор с сенсорным экраном или классический компьютер с мышью. Сочетание перьевого дисплея Cintiq 13HD и любой системы Simple R обладает компактностью и обеспечивает большую мобильность при транспортировании и размещении.

    Telestrator – это отдельная опция, плотно интегрированная с системой видео повторов и при этом не требующая дополнительного оборудования для своей работы.

    Telestrator имеет семь основных инструментов различных цветов для нанесения графической разметки, полное удаление нанесенной разметки и пошаговое удаление последних действий.

    Вывод Telestrator можно направлять как на основной, так и на второй видеовыход системы повторов. При этом редактирование может производиться как на основном оборудовании, так и при помощи подключенного интерактивного перьевого дисплея или монитора с сенсорным экраном.

    Система Telestrator на основе Simple R используется при трансляциях матчей Континентальной Хоккейной Лиги для анализа игровых моментов, возникающих во время матчей.

    Автор Мария Молчанова,
    специалист компании slomo.tv

  • Системы видеосудейства videoReferee® производства slomo.tv были постоянно в центре внимания на стенде компании во время выставки IBC12. Один из компонентов этой системы — вворотные камеры GoalNetCam HD — неизменно вызывал повышенный интерес посетителей.

    Весь комплект видеосудейского оборудования призван решать довольно специфические задачи. Настоящие баталии в зоне хоккейных ворот и скорость полета шайбы (до 180 км/ч) делают практически невозможным обеспечение качественного, объективного судейства в отсутствие технических средств. Этим и определяется наличие в современном хоккее судьи видеоповторов, а для поддержки его работы — судейских видеокамер, в том числе камер, устанавливаемых непосредственно в воротах и обеспечивающих обзор всей площади ворот.

    Если камеры, расположенные за воротами и над ними, а также прочие видеокамеры поддержки видеосудейства работают в относительно комфортном режиме, то к вворотным камерам предъявляются гораздо более жесткие требования по защищенности и живучести. Помимо этого нет возможности прокладки к ним кабелей питания, управления и передачи видеосигнала. Видеокамеры GoalNetCam предлагаются компанией slomo.tv с 2008 года и непрерывно совершенствуются по мере накопления опыта и появления новых требований.

    Мишень для хоккеистов

    Новая камера Full HD (1920x1080) со сверхширокоугольным объективом охватывает всю площадь ворот, защищена от механических воздействий, конденсата и работает при низких температурах. Армированный кевларом пластик и особая форма защитного корпуса камеры обеспечивают ее выживаемость при многократных контактах с шайбой, а также травмобезопасность на случай столкновения с камерой хоккеистов в ходе борьбы в площади ворот.

    Как известно, вворотная камера очень часто используется в качестве мишени для отработки точности броска на раскатке команд.

    Надежное крепление

    Каковы бы ни были надежность и прочность камеры, попадая в агрессивную обстановку игры и получив несколько сотен прицельных попаданий шайбы на скоростях 150-200 км/с, любая камера неизменно проигрывает. Эта особенность эксплуатации приводит к обязательному наличию такого важного узла, как механизм быстрой установки и фиксации камеры.

    Камеры должны оперативно устанавливаться на время матча и столь же оперативно сниматься по его окончании, чему способствует конструкция крепежа камеры. Крепежный узел надежно и надолго устанавливается в нижней части центральной стойки ворот. В свою очередь, байонетный механизм обеспечивает установку камеры в крепежном узле и ее снятие за пять секунд.

    Специальная механика камерного блока обеспечивает удобную настройку с последующей надежной фиксацией углов обзора камеры.

    В камере GoalNetCam третьего поколения была изменена система крепления камеры к воротам. Быстрее, удобнее, надежнее, гибче — вот четыре слова, которые характеризуют изменения.

    Теперь камера легко устанавливается на центральную стойку ворот с любым диаметром. Делается это удобнее, при этом сама установка камеры осуществляется быстрее.

    Сферическое стекло

    Как указывалось выше, несмотря на высокую надежность и живучесть камеры, при многочисленных попаданиях шайбы в нее или в случае попадания конька хоккеистов в стекло камеры неизбежно наступает момент, когда стекло разрушается. Эту ситуацию необходимо предусмотреть и обеспечить быструю замену стекла. Быстросъемная обечайка защитного стекла камеры позволяет в случае необходимости заменить его за пять минут.

    В камерах третьего поколения GoalNetCam, продемонстрированных на IBC’12, конструктив камеры позволяет устанавливать сферическое защитное стекло, что, с одной стороны, значительно увеличило защиту камерной головки, а с другой стороны, увеличило угол обзора.

    Специально для этой цели компании slomo.tv пришлось разработать технологию изготовления, снятия напряжений и полировки таких стекол.

    Новая электроника

    В камере, показанной на выставке, была полностью переработана электронная начинка.

    Питание камеры обеспечивается стандартным для видеопроизводства съемным аккумулятором (начиная со второго поколения камер GoalNetCam — это Anton Bauer с креплением Gold Mount), замена которого может быть осуществлена за 30 секунд. С новой электроникой камера способна работать от одной батареи 5-8 часов (зависит от температуры окружающей среды и типа используемой батареи).

    Также в электронную часть камеры добавлены датчики температуры и ускорения. Датчики температуры используются специальным программным обеспечением, которое оптимизирует потребление мощности и таким образом увеличивает время работы. Датчики ускорения позволяют оценить скорость попадания шайбы в камеру.

    Новый узел крепления аккумуляторных батарей обеспечивает работу с разными по размерам батареями с креплением Anton Bauer GP.

    Передача сигнала

    Видеосигнал разрешения Full HD должен передаваться на приемник с максимально возможным качеством, высокой степенью защищенности канала передачи и минимальным уровнем мощности. Новый передатчик по сравнению с предшественником обеспечивает большую надежность и защищенность канала без увеличения мощности в антенне.

    Используемая технология Zero Frame Delay Uncompressed Full HD передает с камеры некомпрессированный видеосигнал Full HD с нулевой задержкой на расстояние до 10 метров при наличии трех хоккеистов на линии передачи. Модульная конструкция камеры позволяет устанавливать не только передатчик Zero Frame Delay HD, но и передатчик с кодеров MPEG4/DVB, дающих задержку 15 кадров.

    Такое решение имеет преимущество в возможности установки приемника в любом месте в пределах прямой видимости с ограничением по дальности 70 метров.

    Для взаимодействия со встроенным компьютером камеры используется дополнительный служебный радиоканал, который обеспечивает сбор диагностических данных о работе модулей, в том числе оставшегося заряда аккумулятора, а также управление камерой.

    Благодаря такому решению дистанционно могут быть настроены такие параметры, как масштабирование, фокус, глубина резкости, цветовая температура, чувствительность и диафрагма. При необходимости эти же настройки могут быть произведены при использовании специального программного обеспечения, любого портативного компьютера и поставляемого в комплекте кабеля- переходника для подключения к камере непосредственно на льду. Совокупность настроек может сохраняться и загружаться в виде профилей в память "бортового компьютера" и вызываться из нее.

    На время перерыва между игровыми периодами для увеличения продолжительности работы камера дистанционно может быть переведена в спящий режим.

    ТВ-трансляции

    При создании камеры ставилась задача использования "картинки", подаваемой с камеры, не только для нужд видеосудейства, но и для телевизионных трансляций.

    GoalNetCam используется сенсор Sony ЕХ-More размером 1/2,6 дюйма, обеспечивающий высочайшее качество картинки даже в условиях недостаточной освещенности.

    Для совместной работы с ПТС существует возможность подстройки цветопередачи под используемые в трансляции телевизионные камеры, Эта возможность обеспечивается стандартным программным обеспечением для видеосудейства или видеоповторов компании slomo.tv.

    Программным обеспечением осуществляется дистанционное управление камерами и получение диагностики от них.

    Также на приемном блоке камеры специально присутствует дополнительный выход HD-SDI для подключения ПТС. Новый блок приемника теперь обеспечивает не только выход HD-SDI, но может переключаться в режим работы стандартного разрешения SD-SDI.

    Связь с камерой обеспечивается специальным приемным модулем — "приемником", индивидуальным для каждой камеры. Он обычно крепится на ту же штангу, что и камера, стоящая за воротами. Взаимодействие (управление камерой, считывание диагностики) с приемником, в свою очередь, осуществляется либо по стандартному "медному" протоколу Ethernet 10-100 Мб (стандартный недорогой кабель — витая пара Cat5/5+), либо, после установки соответствующего модуля, по оптоволоконному интерфейсу или WiFi. Это позволяет задействовать имеющуюся на арене сетевую инфраструктуру или обойтись без нее. Питание приемника может осуществляться как от сети 110/220 В, так и от аккумулятора Anton Bauer.

    Такое решение позволяет оперативно разворачиваться на новых спортивных аренах или на "выезде". В случае необходимости "проброса" видео на дальние расстояния может быть заказан приемный модуль, имеющий дополнительный волоконно-оптический интерфейс, обеспечивающий доставку видео на расстояние до 10 километров.

    В настоящий момент в slomo.tv работают над созданием камеры GoalNetCam 4, одной из отличительных особенностей которой будет работа с удвоенной частотой кадров.

    Комплектация GoalNetCam HD

    • сверхширокоугольный объектив с углом обзора более 140°;
    • радиоканал Zero Frame Delay Uncompressed Full HD;
    • ударопрочный корпус с защитой от температурных колебаний и влаги;
    • система крепления;
    • камера Full HD;
    • модуль приемника;
    • зарядное устройство;
    • комплект аккумуляторов;
    • ЖК-монитор HD SDI;
    • нетбук с ПО для настройки;
    • специальный герметичный транспортный кофр с индустриальным уровнем защиты и колесами для транспортировки и долговременного хранения.

    В 7-ом номере журнала ТКТ за 2011 год вышла статья, посвящённая новому высокоэффективному методу подготовки специалистов:

    "Важной особенностью подготовки творческого персонала в учебно-демонстрационном классе ПТС является обучение на «настоящих» источниках сигнала. Тренинг режиссёров-постановщиков, режиссёров и операторов повторов проходит в условиях, практически не отличающихся от прямого эфира. При этом техническое решение источника сигнала позволяет при необходимости многократно воспроизводить сложные моменты.

    Для реализации этого прогрессивного метода специалисты АНО «Спортивное вещание» использовали систему Academy (Академия) компании SLOMO.TV. Многоканальный сигнал высокой чёткости (HD 4:2:2 1080i), имитирующий сигналы от камер, синхронно подаётся с серверов SLOMO.TV. Система позволяет работать с разным количеством каналов воспроизведения, быстро и синхронно позиционироваться на любую временную метку, а также записывать сформированную курсантами программу для последующего разбора и анализа. Несомненным плюсом Slomo.TV Academy является возможность быстрой замены учебного контента. Специалисты АНО «Спортивное вещание» и компании SLOMO.TV совместно создали большое количество учебных «лент» для обучения трансляции различных видов спорта. Среди контента, который используется для симуляции, записи Кубка Европы по горным лыжам и Кубка Кремля по теннису, хоккейных матчей, других соревнований и различных программ. В коллекции есть шести-, 12- и 24-канальные «ленты».

    Тренинг в условиях практически настоящей трансляции, с возможностью детальной отработки сложных эпизодов обеспечивает чрезвычайно эффективную подготовку персонала для работы на самых сложных ПТС. Именно эта особенность делает учебный центр, созданный АНО «Спортивное вещание» с помощью других партнёров, уникальным."

    Это только цитата из статьи специалиста slomo.tv Николая Загурского, с полной PDF версией статьи можно ознакомиться по ссылке.

    Как известно, жизненный цикл телевизионного продукта включает три стадии: съемку, монтаж и выход в эфир. С 1994 года – времени массового выхода первого поколения систем нелинейного видеомонтажа прошло больше 15 лет. И сейчас в подавляющем большинстве случаев монтаж производится на системах NLE. Это касается и третьей стадии жизни ТВ продукта - выхода в эфир: благодаря прогрессу компьютерной техники и технологии чипов, она, за редким исключением, тоже стала нелинейной.

    Съемка

    Что касается первой стадии создания «телевизионного продукта» – съемки, то здесь еще существуют самые разные варианты развития событий. Условно саму съемку можно разделить на два разных типа: съемка в АСБ/ПТС и съемка ТЖК. Первый подразумевает наличие камер со студийными каналами, которые позволяют получить максимально возможное качество «картинки», нескольких каналов видеозаписи и систему многоканальной звуковой записи - мультитрекер. Как правило, такая съемка используется для создания цикловых передач, ответственных интервью, концертов, праздников – то есть того продукта, который создает рейтинг каналу. Классический способ производственного цикла мультикамерных передач - запись на несколько видеомагнитофонов необходимого числа каналов видео. Обычно пишется одна или несколько программ, кран и еще несколько камер по выбору режиссера. Очевидное желание режиссера записать большее число каналов видео упирается в несколько ограничений: по месту (в некоторых мини-ПТС вообще нет свободного места), финансовое (магнитофоны и их обслуживание стоят денег). Особо стоит обратить внимание на проблему смены кассет «вживую»: согласованное переключение программ коммутатором и последовательная смена пачки кассет порой приводят к тому, что теряется большая часть материалов. Записанные на кассеты видеоматериалы в системе нелинейного монтажа требуют оцифровки - перевода с кассетного носителя в файлы цифрового видео, совместимые по формату с программой монтажа. А это дополнительные затраты времени и денег, а также возможность потери качества видео. Неудивительно, что в настоящее время данная технология получения материалов для видеомонтажа вызывает справедливые нарекания. Поэтому у всех участников процесса возникает естественное желание «записывать сразу в файлы».

    Система многоканальной видеозаписи

    Система slomo.tv изначально создавалась не только как система спортивных повторов, но и как решение для многоканальной видеозаписи. Имея огромный опыт работы с различными системами видеомонтажа и зная не понаслышке весь процесс телевизионного производства, при проектировании системы разработчики руководствовались следующими важными принципами:

    • нативность создаваемых видеофайлов – то есть полная идентичность по компрессии и формату файлам, созданным монтажной системой;
    • абсолютная надежность записи видеоматериала, которая идет на два физически разных файловых хранилища: встроенный видеомассив и диски с отчуждаемыми видео файлами;
    • максимально возможная синхронность каналов видео, звука и таймкода;
    • визуальный контроль за входными видеоисточниками, не требующийдополнительных видеомониторов, а также постоянный мониторинг уровня звука с использованием удобных легкочитаемых аудиометров;
    • возможность контроля записанных видеоматериалов во время записи;
    • доступность материалов для монтажа сразу после команды «Стоп мотор!»;
    • жесткие диски используются аналогично штатной видеокассете: с отчуждаемостью, возможностью смены дисков без специальных инструментов и использования в системах видеомонтажа без специального программного обеспечения и аппаратуры;
    • возможность работы с различными типами файловых хранилищ;
    • многоканальность системы при минимальных размерах;
    • возможность использования системы для воспроизведения видеофайлов во время записи.

    Direct Movie Record и Dominator. Реализация этих принципов образует технологию DMR, используемую в системах slomo.tv. DMR Direct Movie Record – «прямая запись» видео. Название технологии максимально емко описывает ее основной принцип: видео и звук с самого начала записываются в нативные для выбранной монтажной системы видеофайлы на отчуждаемый быстросъемный жесткий диск. Сейчас большинство систем позволяют записывать видеофайлы на встроенную видеоподсистему, после чего требуется экспорт на внешний жесткий диск для отчуждения. Очень часто записываемые файлы являются «ненативными». Разница в формате файлов и/или в типе компрессии приводит к необходимости импорта в систему видеомонтажа. Кроме того, не все видеофайлы обеспечивают реалтаймовый монтаж (даже те, что не требуют импорта). Сегодня многие федеральные телекомпании используют в своей работе систему slomo.tv Dominator SD со следующими характеристиками:

    • компактность - 4U;
    • шесть каналов записи SD (входы SDI);
    • два канала записи аналогового и до 32 каналов эмбеддированного звука;
    • возможность синхронизированного воспроизведения по плейлисту двух видео: только что записанного или/и из видеофайлов с эффектом перехода между ними и синхронными звуком;
    • поддержка технологии DMR и DMR2;
    • две встроенные кассеты DMR для 3,5" SATA-дисков;
    • возможность работы в качестве системы спортивных видеоповторов;
    • возможность контроля входного и выходного видеосигналов через семь окон-видеомониторов, выведенных на десктоп системы;
    • встроенная дисковая подсистема на 180 часов видео и звука в качестве не хуже Digital Betacam;
    • возможность управления внешними устройствами и от внешних устройств по интерфейсу RS-422/GPIO;
    • нативная совместимость со всеми профессиональными системами нелинейного видеомонтажа (Avid MC, Apple Final Cut, Liquid Chrome, Discreet Edit, Leitch Velocity).

    Для обеспечения максимальной надежности запись на встроенный видеомассив производится в специальном формате видеофайлов – SMV, который позволяет не терять данных в любых нештатных ситуациях (потеря питания, аварийный резет системы). Помимо собственно видео и звуковых данных, система записывает дорожку таймкода LTC и астрономического времени. Системы slomo.tv – действительно универсальный инструмент видеопроизводства с уникальными возможностями: работой в стандартах HD/SD при записи в одном устройстве 4/6 каналов HD или 6/9 каналов SD с возможностью объединения нескольких систем для совместной сетевой работы. Кроме того, slomo.tv позволяет одновременно записывать, искать и воспроизводить материал с выдачей замедленных повторов, может применяться в спортивном видеосудействе, поддерживать работу с суперскоростными камерами и делать многое другое.

    Оригинал статьи вы можете найти на сайте компании "ПТС" – "Универсальная система видеопроизводства"

    Табло

    Некоторое время назад над всей хоккейной Россией как гром среди ясного неба прогремел новый регламент проведения Открытого чемпионата России по хоккею Чемпионата Континентальной хоккейной лиги сезона 2008-2009 гг. Согласно регламенту, каждое спортсооружение, предназначенное для проведения матчей Чемпионата, должно иметь систему «Видеогол», «установленную на судейском столе, для просмотра главным судьей спорных ситуаций, связанных со взятием ворот, а также видеокамеры, расположенные в воротах, за воротами и над воротами с выходом цифрового сигнала на видеомонитор, установленный на судейском столе». Система «Видеогол» должна обеспечивать качество изображения, необходимое для просмотра и принятия решения о взятии ворот, записывать видеоинформацию, получаемую с камер, на жесткий или DVD-диск, а также позволять главному судье просматривать видеозапись требуемых фрагментов (спорные моменты взятия ворот). Ознакомившись с этими требованиями, инженеры клубов буквально схватились за головы, но скоро паника уступила место идеям, и арены стали постепенно оснащаться различными системами «Видегол». Мы продолжаем цикл материалов о переоснащении арен клубов КХЛ. В ТКТ№1/2009 была подробно описана шестиканальная система videoReferee®, установленная на Малой спортивной арене Лужников, домашней арене ХК «Динамо Москва». В этой статье мы расскажем о новом проекте – оснащении МУ «Ледовый Дворец» Череповца, домашней арены ХК «Северсталь».

    МУ «Ледовый Дворец» Череповца

    Интерфейс

    Ледовый дворец в Череповце – третий по величине Ледовый дворец на северо-западе России. Это трехэтажное здание общей площадью 13 690 кв. м. Оно вмещает до 7 тыс. зрителей во время проведения концертов и до 6 тыс. зрителей хоккейных матчей. Подробнее о череповецком Ледовом дворце рассказал его ведущий видеоинженер Юрий Жданов: «Наш «Ледовый дворец» является многоцелевым крупнейшим спортивно-развлекательным комплексом Вологодской области, основной деятельностью которого является организация и проведение матчей Чемпионата России по хоккею, спортивных, культурных, зрелищных и развлекательных мероприятий. Кроме того, у нас проходят все матчи и тренировки ХК «Северсталь». Мы гордимся уникальными технологиями заливки льда, а так же техническим оснащением, предоставляемым для проведения Чемпионата Континентальной хоккейной лиги».

    В прошлом сезоне видеоконтроль матча осуществлялся с помощью четырех камер: две были установлены над воротами, и две за воротами. Для видеосудейства применялись четыре рекордера Sony DSR-DR1000AP, управляемые удаленно с одного пульта. «Но они работали нестабильно, и не позволяли отслеживать общее время игры и точное время попадания шайбы в ворота. К тому же новый регламент КХЛ потребовал увеличить количество камер до шести, поэтому было принято решение о покупке новой системы. Наши требования к ней были достаточно просты: одновременная синхронная запись шести видеосигналов, просмотр любых игровых моментов, управление системой удаленно как с судейской скамьи, так и из кабины видеосудьи, а также постоянный мониторинг времени и счета. При этом внутриворотная камера должна быть помещена в защитный кожух и защищена от тряски. Ее угол обзора должен быть не менее 180 градусов, а работа от аккумулятора - не менее четырех часов», говорит Юрий Жданов.

    Работа с videoReferee®

    В результате была выбрана система videoReferee®-B – продукт Slomo.tv, предназначенный для обеспечения работы судейской бригады на хоккейных матчах. Она полностью соответствует всем требованиям регламента IIHF (International Ice Hockey Federation), NHL (National Hockey League) и КХЛ и позволяет вести независимую запись шести каналов с камер в зоне ворот, искать и воспроизводить разбираемый момент. Уникальной возможностью системы является её интеграция с судейским контроллером и табло стадиона, а также фиксация главных моментов матча. Принимавший в проекте самое непосредственное участие Юрий Жданов так объясняет выбор системы «Видеогол»: «На систему Slomo.tv выбор пал достаточно давно, еще до принятия нового регламента КХЛ. Причина проста – другой вариант предусматривал использование рекордеров Sony DSR-DR1000AP, от которых мы все-таки решили отказаться. Поставщик системы был выбран по итогам тендера, в котором победила компания ПТС, предложившая самое подходящее и интересное решение – систему videoReferee®-B. Сомнений по поводу этого решения и поставщика у нас не было. Во-первых, еще до работы в «Ледовом дворце» я по долгу службы сталкивался с этой компанией, и был весьма удовлетворен результатами нашего сотрудничества. Во-вторых, телеканалы и хоккейные арены, пользующиеся продуктами Slomo.tv, положительно отзываются об этих решениях».

    Дебют videoReferee®-B в Череповце

    По словам менеджера отдела видеооборудования компании ПТС Андрея Ходоренко, система videoReferee®-B для арены «Ледовый Дворец» в Череповце была поставлена в стандартной конфигурации, включающей базовый блок многоканальной записи Slomo.tv Video Referee-6 SDI (Ice Hockey) с шестью входами, ЖК-монитором и пультом управления Jog/Shuttle. В дополнение к четырем проводным камерам (по две над воротами и позади них) внутри ворот были установлены две беспроводные камеры Slomo.tv в защищенном ударопрочном корпусе. Камеры работают автономно и обеспечивают беспроводную передачу видеосигнала по помехозащищенному радиоканалу с цифровой кодировкой. Качество «картинки» позволяет использовать ее даже для профессионального телевизионного вещания, поэтому запись с этих камер украшает не только видеотабло стадиона, но и телетрансляции хоккейных матчей.

    videoReferee®

    Система включает два места управления, состоящие из пульта и видеомонитора. Поиском и воспроизведением разбираемого момента в соответствии с новыми изменениями регламента КХЛ занимается судья видеоповторов, место которого оборудовано в кабине на арене.

    Сигналы со всех камер поступают на коммутатор для синхронизации, причем на длинных линиях стоят усилители. Затем сигналы приходят в Slomo.tv, а уже оттуда мастер-сигнал вместе с удаленным управлением идет на судейскую скамью и в судейскую кабинку.

    videoReferee®-B собрана в одном корпусе и имеет один блок питания, в отличие от тех же рекордеров Sony DSR-DR1000AP, что делает её работу более стабильной. Управляется система удаленно с двух пультов или с компьютера в аппаратной. Поиск и вывод нужных моментов игры происходит оперативно, в течение нескольких секунд.

    Система уже прошла «боевое крещение» на нескольких матчах. О ее работе рассказывает Юрий Жданов: «До сих пор не было ни одного сбоя в работе videoReferee®-B. Она достаточно проста в обращении (понадобилось всего пять минут, чтобы объяснить видеосудье принципы работы с пультом). Уже через десять минут после игры мы можем передать судьям или в КХЛ диск со всеми интересующими их моментами игры. Благодаря новому оборудованию (коммутаторам, усилителям-распределителям, мультиэкранному процессору), у нас появились дополнительные возможности для захвата видео, монтажа и мгновенных трансляций материала, а также для просмотра и трансляции до 12 различных источников (камеры, DVD, DVCAM, VHS, компьютеры, в том числе и камеры системы videoReferee® )».

    После инсталляции перечень наименований телевизионного оборудования «Ледового дворца» Череповца существенно расширился. Сегодня этот спортивный объект имеет одну репортажную и одну купольную камеру, шесть воротных камер, светодиодный видеоэкран, четыре плазменных телевизора в холле, звуковую студию, монтажную станцию на базе Apple MacPro, полностью оснащенную видеоаппаратную, приспособленную для решения самых разнообразных задач: трансляции хоккейных матчей на экран и в холл, проведение концертных мероприятий, прямая проекция до восьми видеосигналов с одновременной записью до шести сигналов, в том числе микшированного.

    В планах арены приобретение еще одного пульта управления с судейской скамьи и из судейской кабинки, дополнительного комплекта аккумуляторов, покупка источника бесперебойного питания Powerware 15 кВА для обеспечения стабильным питанием всей видеоаппаратной. Не исключено, что в дальнейшем «Ледовый дворец» построит собственную студию для проведения теле- и интернет-трансляций (с повторами интересных игровых моментов, SMS-голосованием и SMS-чатом).

    Оригинал статьи вы можете найти на сайте компании "ПТС" – "Новое качество хоккейного судейства в Череповце"