Серверы slomo.tv традиционно работают с эмбеддированным звуком. Это обусловлено тем, что звук передаётся вместе с видеосигналом по интерфейсу SDI. А главное, таким решением обеспечивается синхронность звука и видео. Поскольку синхронизация звука осуществляется внешним по отношению к серверу оборудованием, то ответственность за неё лежит на специализированном оборудовании, а не на серверах slomo.tv, для которых основными являются другие задачи. Таким образом разграничиваются зоны ответственности – обеспечение высокого качества звука и мониторинг входят в обязанности инженеров по звуку. Серверы slomo.tv только записывают приходящий на вход звук или воспроизводят его. При такой реализации существенно сокращается количество кабелей и соединений, необходимых для работы.
В случае использования неэмбеддированного звука, а именно аналоговых сигналов, сигналов AES/EBU, MADI или DANTE®, оцифровка звука может производиться на частоте, несинхронной с видео. В результате количество отсчетов приходящего звука в кадре может быть больше или меньше, чем необходимо по стандарту. Для нормализации количества отсчетов потребуется дополнительная обработка, которая приведет к потере качества и, что самое главное, переложит ответственность за качество звука на сервер.
Однако многоканальный звук активно используется в видеоиндустрии, и у пользователей серверов slomo.tv есть запрос на использование такого звука в качестве входного и выходного. Обычно в аппаратных и ПТС используются специальные подсистемы (digital glue), которые позволяют эмбеддировать нужное количество аудиосигналов в любой SDI видеоканал, а также де-эмбеддировать их. Такое решение позволяет быстро и с минимальным количеством подключений получать необходимый результат.
Работа с видеосигналами обязательно включает в себя контроль видеоизображения. Это необходимо по разным причинам: начиная от проверки наличия сигнала и его качества, и до мониторинга событий, которые происходят на видео.
При работе с одним сигналом все довольно просто: устанавливается контрольный видеомонитор, который показывает содержание входного видеосигнала. Гораздо сложнее, когда видеосигналов несколько, например, 6, 8, 16 или еще больше. В этом случае инсталляции с выделенным монитором для каждого сигнала экономически не оправданы, непрактичны и требуют большого количества свободного места. Устройство, которое решает эту задачу, называется Multiviewer.
Multiviewer – работа с большим количеством каналов
Multiviewer принимает видеосигналы, обрабатывает их, масштабируя и компонуя, и выводит на один или несколько видеомониторов в зависимости от того, какой Multiviewer используется.
Multiviewer является обязательными для работы с системами, имеющими функционал многоканальной записи. Существует по крайней мере 3 типа таких систем: серверы многоканальной записи для нелинейного видеомонтажа (NLE), системы видеоповторов, а также системы видеосудейства VAR.
Простые системы зачастую используют внешний Multiviewer для отображения входных видеосигналов, однако все профессиональные системы, в том числе и серверы EVS, GVG и slomo.tv, имеют встроенную подсистему Multiviewer. Серверы slomo.tv имеют даже два полностью независимых Multiviewer: встроенный в интерфейс управления и выделенный, работающий на своем отдельном мониторе.
Сигналы систем многоканальной записи можно разделить на 2 типа: входное "живое" видео и записанный сигнал. Multiviewer систем многоканальной записи должен работать с обоими типами сигналов.
С внедрением технологии видеопомощи арбитрам (Video assisted review) судьи получили возможность повторного просмотра спорного момента для принятия правильного решения. Монитор, используемый для разбора подготовленных видеоклипов, является одним из ключевых элементов технологии Video Assisted Review и точкой взаимодействия с командой VAR.
В зависимости от вида спорта и его специфики, существуют различные варианты организации просмотра повтора. В простейшем случае судья может подойти к команде VAR и посмотреть повтор на их рабочем месте. Для более комфортной работы (или при невозможности подойти к рабочему месту видеосудей) на кромке игровой площадки выделяется и оборудуется зона просмотра повтора (Referee Review Area) с выделенным судейским монитором.
Каким образом организуется подача сигнала на RRA монитор? На простых соревнованиях используется дублирование монитора видеосудьи с помощью HDMI™ сплиттера. Судья подходит со стороны поля, смотрит подготовленный видеофрагмент, а потом принимает финальное решение.
Казалось бы, что организация зоны просмотра повтора (RRA) не является чем-то сложным: установите стандартный монитор и подайте сигнал. Но это не совсем так.
Технология Video Assistant Referee или Video Assisted Review (название, введенное FINA и, на наш взгляд, максимально точно описывающее процесс видеосудейства во всех видах спорта) испытывает взрывной рост, становится более массовой и захватывает все большее количество видов спорта, в том числе и виды спорта, обладающие малыми бюджетами. Поэтому создание доступных систем VAR является важной современной тенденцией.
Система VAR – это система видеоповторов со специализированным функционалом. Поскольку создание доступных систем из-за ограничения бюджетов является современным приоритетом, на первое место выходит правильная архитектура сервера VAR. При ограниченных средствах фактически единственный вариант архитектуры VAR сервера – это software defined сервер. То есть сервер, в котором практически все операции осуществляются с использованием CPU.
Одной из ключевых операций в серверах повторов и VAR является процесс кодирования и декодированного (encoding and decoding) некомпрессированного входного видео. За это отвечает часть программного обеспечения, которая и называется видеокодек. Видеокодек определяется 2 параметрами: стандартом компрессии и способом его реализации.
Основываясь на опыте slomo.tv, хотелось бы поговорить об основных моментах и принципах выбора кодека для систем VAR.
Для того, чтобы выбрать "правильный кодек", требуется ввести критерии оценки, которые позволят хотя бы в первом приближении производить выбор среди разных кодеков.
Первый приходящий на ум и однозначно важный критерий — это качество записанного видео и степень искажений, которые вносит кодек после цикла "encode-decode". К сожалению, нам известны ситуации, когда работающие с системами судьи VAR не могли разобрать детали происходящего и принять правильное решение, поскольку части тела спортсменов сливались во единое, что недопустимо для точного и "правильного" судейства.
Система VAR для футбола включает как техническую, так и "человеческую" составляющие. Техническая составляющая — это камеры и коммутация, серверы с органами управления, мониторы, оборудование в зоне RRA, а также система внутренней судейской связи. С этим оборудованием работают инженеры при серверах, операторы повторов и судьи VAR с одной стороны, и судьи на поле с другой.
Все это образует то, что мы понимает под комплексом VAR.
Эти две составляющие встречаются и взаимодействуют в специализированном выделенном месте или в VOR комнате, откуда обеспечивается видеопомощь судье на поле. Где же должно располагаться это "сердце" видеосудейства в футболе?
Выбор места расположения оборудования, судей и персонала зависит от экономических и географических аспектов. Существует два основных подхода: локальное применение, когда оборудование VAR и комната VOR находятся на арене, и централизованное решение (VAR центр), когда все находится в каком-то общем месте. Поговорим о плюсах и минусах разных решений и существующих подтипах. Сфокусируемся на решениях, использующих камеры телевещателя.
VAR центр
На первый взгляд такая организация кажется наиболее простым и логичным решением. Весь комплекс расположен в одном географически удобном месте.
VAR центр позволяет обойтись небольшим количеством серверов (количество параллельных встреч в турнире + один запасной) и не требует командировок персонала. Судья VAR и оператор географически отделены от самой игры, что снижает психологическое давление на них.
Возможна организация обучения судей и персонала на реальных матчах путем коммутирования сигналов на несколько аппаратных. В соседней комнате, куда также заведены сигналы, судьи и операторы могут отрабатывать навыки, не оказывая влияния на игру.
При очевидных преимуществах реализации такого проекта связана с рядом серьезных вопросов.