С внедрением технологии видеопомощи арбитрам (Video assisted review) судьи получили возможность повторного просмотра спорного момента для принятия правильного решения. Монитор, используемый для разбора подготовленных видеоклипов, является одним из ключевых элементов технологии Video Assisted Review и точкой взаимодействия с командой VAR.

В зависимости от вида спорта и его специфики, существуют различные варианты организации просмотра повтора. В простейшем случае судья может подойти к команде VAR и посмотреть повтор на их рабочем месте. Для более комфортной работы (или при невозможности подойти к рабочему месту видеосудей) на кромке игровой площадки выделяется и оборудуется зона просмотра повтора (Referee Review Area) с выделенным судейским монитором.

Каким образом организуется подача сигнала на RRA монитор? На простых соревнованиях используется дублирование монитора видеосудьи с помощью HDMI™ сплиттера. Судья подходит со стороны поля, смотрит подготовленный видеофрагмент, а потом принимает финальное решение.

Казалось бы, что организация зоны просмотра повтора (RRA) не является чем-то сложным: установите стандартный монитор и подайте сигнал. Но это не совсем так.

Монитор RRA

С внедрением VAR в футбол зона просмотра RRA и используемое оборудование было строго регламентировано, поскольку цена судейской ошибки в футбольных матчах очень высокая. Какие правила необходимо соблюдать при организации RRA в футболе и чем руководствоваться при выборе RRA монитора?

Прежде всего, поговорим о функциональности. Изображение, выводимое на RRA монитор, должно полностью соответствовать изображению, которое видит видеосудья, находящийся в VOR комнате на стадионе, в VAR Van или VAR центре. Другими словами, изображения должны быть синхронны. Существует несколько вариантов решения этой задачи. В общем случае можно обойтись обычным коаксиальным кабелем. Если VAR оборудование находится на большом расстоянии от зоны RRA, потребуются оптические удлинители FO→SDI / SDI→FO или IP-удлинители, работа которых базируется на передаче видео через Ethernet соединение. При выборе видеоудлинителей следует обратить внимание на отсутствие задержек и потери качества.

Многие футбольные Лиги и Федерации предъявляют высокие требования к конфиденциальности при разборе спорных моментов. Видео на VAR мониторе должно быть доступно к просмотру только тогда, когда судья стоит перед ним. Это сделано для того, чтобы зрители, игроки и тренеры не могли наблюдать за работой видеосудей и использовать это в своих целях.

Одним из вариантов решения является использование 2x2 или 2x4 HDMI™ переключателей (HDMI™ switchers), которые позволяют выводить изображение только в нужный момент. В остальное время на VAR мониторе может показываться информационная заставка с названием чемпионата, командами, спонсорской рекламой или другой информацией.

В отличие от зальных видов спорта, футбольные матчи проводятся на открытых стадионах, а следовательно, присутствует погодный фактор. Изображение RRA монитора должно быть достаточно ярким, чтобы открытое солнце не мешало использованию технологии VAR. Для этого используются как мониторы с повышенной яркостью, так и Sunproof Hood, которые защищают не только от солнца, но и от любопытных взглядов. Кроме наличия защитного козырька, вся конструкция должна быть погодостойкой, чтобы оборудование не пострадало от дождя и снега.

Что касается размеров RRA монитора, то оптимальным решением будет 23-28 дюймовый монитор. С одной стороны, он обеспечит четкую картинку, а с другой стороны, его проще защитить от непогоды. Отдельно нужно рассматривать ситуацию с сильным ветром. Стоит понимать, что чем больше площадь монитора, тем больше у него парусность. А это требует усиления крепежа всей конструкции.

Технология Video Assistant Referee или Video Assisted Review (название, введенное FINA и, на наш взгляд, максимально точно описывающее процесс видеосудейства во всех видах спорта) испытывает взрывной рост, становится более массовой и захватывает все большее количество видов спорта, в том числе и виды спорта, обладающие малыми бюджетами. Поэтому создание доступных систем VAR является важной современной тенденцией.

Система VAR – это система видеоповторов со специализированным функционалом. Поскольку создание доступных систем из-за ограничения бюджетов является современным приоритетом, на первое место выходит правильная архитектура сервера VAR. При ограниченных средствах фактически единственный вариант архитектуры VAR сервера – это software defined сервер. То есть сервер, в котором практически все операции осуществляются с использованием CPU.

Одной из ключевых операций в серверах повторов и VAR является процесс кодирования и декодированного (encoding and decoding) некомпрессированного входного видео. За это отвечает часть программного обеспечения, которая и называется видеокодек. Видеокодек определяется 2 параметрами: стандартом компрессии и способом его реализации.

Основываясь на опыте slomo.tv, хотелось бы поговорить об основных моментах и принципах выбора кодека для систем VAR.

Для того, чтобы выбрать "правильный кодек", требуется ввести критерии оценки, которые позволят хотя бы в первом приближении производить выбор среди разных кодеков.

Система VAR для футбола включает как техническую, так и "человеческую" составляющие. Техническая составляющая — это камеры и коммутация, серверы с органами управления, мониторы, оборудование в зоне RRA, а также система внутренней судейской связи. С этим оборудованием работают инженеры при серверах, операторы повторов и судьи VAR с одной стороны, и судьи на поле с другой.

Все это образует то, что мы понимает под комплексом VAR.

Эти две составляющие встречаются и взаимодействуют в специализированном выделенном месте или в VOR комнате, откуда обеспечивается видеопомощь судье на поле. Где же должно располагаться это "сердце" видеосудейства в футболе?

Выбор места расположения оборудования, судей и персонала зависит от экономических и географических аспектов. Существует два основных подхода: локальное применение, когда оборудование VAR и комната VOR находятся на арене, и централизованное решение (VAR центр), когда все находится в каком-то общем месте. Поговорим о плюсах и минусах разных решений и существующих подтипах. Сфокусируемся на решениях, использующих камеры телевещателя.

VAR центр. На первый взгляд такая организация кажется наиболее простым и логичным решением. Весь комплекс расположен в одном географически удобном месте.

VAR центр позволяет обойтись небольшим количеством серверов (количество параллельных встреч в турнире + один запасной) и не требует командировок персонала. Судья VAR и оператор географически отделены от самой игры, что снижает психологическое давление на них.

Возможна организация обучения судей и персонала на реальных матчах путем коммутирования сигналов на несколько аппаратных. В соседней комнате, куда также заведены сигналы, судьи и операторы могут отрабатывать навыки, не оказывая влияния на игру.

При очевидных преимуществах реализации такого проекта связана с рядом серьезных вопросов.

Основой системы видеопомощи арбитрам являются видеокамеры. На первых этапах внедрения видеосудейства в систему заводились все камеры от телевещателя, что казалось самым простым и разумным решением. Такая организация работы вполне жизнеспособна, поскольку камеры телевещателя отдают качественное изображение и, как правило, работают синхронно: выдают одинаковое количество кадров за одинаковый промежуток времени, их затворы срабатывают одинаково. Недостатки использования камер телевещателя стали очевидными достаточно быстро. Во-первых, этими камерами управляют операторы, а это значит, что момент, требующий разбора, может не попасть в объектив камеры. Во-вторых, задача телевещателя заключается в том, чтобы зрелищно показать спортивное событие. Может оказаться, что система записывает много камер, в том числе и зрителей, но необходимое для решения спорного момента видео найти просто невозможно. Не стоит также забывать, что телевещатель присутствует далеко не на всех соревнованиях.

Исходя из этих факторов, напрашивается единственное и наиболее правильное решение – системы видеосудейства должны использовать свои собственные выделенные камеры. Это позволяет расположить камеры в специально определённых местах, обеспечивающих наиболее полный обзор игровой площадки, нацелить их на нужную зону или объект, выставить правильный угол обзора. В таком случае не возникает проблемы, когда какой-то момент не попадает в объектив камеры. Благодаря оптимальному расположению камер, возможно минимизировать количество каналов записи сервера.

При использовании выделенных камер, приобретение их становится дополнительной статьёй расходов, поэтому одно из требований к камерам - доступная цена. По этому параметру выбор обычно останавливается на камерах, которые дают SDI видео или IP камерах.

Что такое "правильный" интерфейс и каким он должен быть? Хорошим примером является кнопка с "зеленой трубкой" на кнопочных мобильных телефонах. Первое нажатие на нее открывает список недавних звонков (сама по себе одна из наиболее часто используемых функций в мобильном телефоне), а с повторным нажатием начинается звонок на последний номер (пропущенный, принятый, набранный) в этом списке.

Это быстро, интуитивно понятно и просто. Данную операцию можно сделать даже с закрытыми глазами. Современные смартфоны безусловно имеют гораздо больший функционал. Однако это привело к существенному усложнению интерфейса. Для быстрого набора последнего номера (принятого или набранного) необходимо разблокировать телефон, переключиться в приложение "Phone" (если открыто другое приложение), зайти в меню вызовов, открыть вкладку со списком последних вызовов и выбрать номер.

У кнопочного телефона безусловно простой, быстрый и интуитивно понятный интерфейс с высокой производительностью, в том числе и за счет того, что с ним можно работать вслепую.

Как и телефоны, системы видеоповторов и их функционал за десятки лет непрерывно развивались, усложнялись и существенно расширялись. Также тот факт, что повторные системы работают в реальном времени (живые эфиры), потребовал особо внимательного подхода к разработке интерфейса и органов управления этими системами.

Стоит задать вопрос: почему же производительность и удобство интерфейса настолько важны для систем повторов и какие выгоды приносит "правильный" интерфейс повторной системы?

Основой любого видеосудейства являются камеры, которые устанавливаются согласно утвержденному в Регламенте плану и создают изображение, записываемое специализированным видеосервером. Естественно, для этой задачи лучше подходят специализированные видеокамеры, которые созданы для видеосудейства. Такие камеры учитывают особенности вида спорта и условия эксплуатации. Так специализированные камеры mini-II-vR-Cam для систем видеосудейства компании slomo.tv обладают всеми необходимыми качествами и функциями – компактные размеры, встроенный управляемый zoom объектив, поддержка дистанционного управления настройками, электропитание по технологии Power over Ethernet (PoE) через кабель Ethernet, а также возможность синхронизации камер между собой и с матч-контроллером – технология "облачной" синхронизации (CloudyGenLock®).

Теоретически, такие же возможности можно было бы получить при использовании prosumer или профессиональных камер, однако они обладают избыточным функционалом, который в видеосудействе не используется в полную силу. Цена данных камер также существенно "бьёт" по бюджету – она отличается в разы, а порой и в десятки раз.

Чтобы иметь возможность предложить пользователям комплексные решения для видеосудейства при разумных и адекватных затратах, наша компания создала собственные специализированные судейские камеры. В случае же ограниченного бюджета мы рекомендуем и поставляем камеры компании Marshall, которые имеют компактные размеры, малый вес, SDI выход и доступную цену.

Иногда возникают специфические задачи, которые, с одной стороны, характеризуются ограниченным бюджетом на камерный парк, но в тоже время требуют наличия у камер зум-объективов большой кратности и выдвигают ограничения по времени инсталляции системы. Подобные специфические задачи часто возникают в таких видах спорта, как баскетбол, волейбол, водное поло или борьба.

Компактные размеры, малый вес, SDI выход и доступная цена – всё это неоспоримые преимущества камер Marshall CV503 и повод для использования этих камер в проектах с ограниченным бюджетом. Компания slomo.tv, являясь дилером компании Marshall Electronics, Inc., также рекомендует использовать эти камеры в малобюджетных проектах видеосудейства. При этом заранее стоит понимать особенности использования данных камер, накладываемые конструктивными решениями, которые в свою очередь являются следствием низкой цены.

Особенностью камер Marshall CV503, которую обязательно нужно учитывать, является отсутствие встроенного объектива. Достоинство такого решения – более низкая стоимость камеры и малые размеры. Обратной стороной этого достоинства является необходимость в комплектации камеры отдельно закупаемым объективом, который будет необходимо предварительно выбрать так, чтобы он обеспечивал “картинку” (поле зрения, глубину резкости), соответствующую геометрии конкретной арены. Хорошим решением является использование Zoom объективов, которые позволяют гибко настраивать изображение с объектива. К сожалению, модельный ряд вариобъективов для данной камеры очень мал, и в нем отсутствуют объективы большой кратности и широкоугольные объективы. Также большая часть Zoom объективов для CV503 не имеет дистанционного управления. Отсутствие встроенного в камеру согласованного объектива приводит к тому, что даже при использовании управляемого Zoom объектива дистанционное управления им не поддерживается. Это означает, что для любой настройки – как при установке на новом объекте, так и для подстройки во время эксплуатации – необходим специалист, который будет вручную делать настройку каждой камеры, в том числе и в труднодоступных местах. Этот недостаток проявляется не только при монтаже, но и во время игры, поскольку нет возможности оперативно подстроить камеры. Стоит отметить, что часто у клубов и арен просто нет такого специалиста.

Спецификой, обусловленной компактным размером камеры CV503, является использование байонета М12 для крепления объектива. Такое решение существенно ограничивает выбор объективов для камеры. В свою очередь, компактные размеры объектива, вызванные использованием данного байонета, накладывают ограничения на качество изображения, полученного такими объективами.

Ещё одним следствием стремления получения низкой цены для камер Marshall CV503 является отсутствие функции Genlock – внешней синхронизации (работы всех камер в системе Видеогол на одинаковой частоте и с одинаковой фазой).

Трансляция спортивных соревнований и значимых событий во всем мире ведется в прямом эфире. Это связано с тем, что людям нравится следить за событиями, не зная финального результата, и переживать, удастся ли любимой команде выйти в следующий этап соревнования, или успешно ли пройдет запуск космического корабля. Если человек знает результат, то интерес к происходящему быстро теряется.

Над созданием зрелищной трансляции работает группа творческих специалистов, которые должны выстраивать свои действия в соответствии с изменением хода событий или спортивных соревнований, например, футбольного или хоккейного матча.

Работа в прямом эфире – это быстрая смена обстановки, жесткие временные ограничения, необходимость предугадывать развитие ситуации. Здесь предъявляются повышенные требования к квалификации режиссеров, операторов, видеоинженеров, специалистов по графике.

На протяжении долгого времени квалифицированные специалисты, работающие на прямых эфирах, были "на вес золота", поскольку обучение данного персонала было продолжительным и трудным. Получение практического опыта на основе теоретических знаний было возможно лишь на прямых эфирах с низким уровнем «смотрибельности» и ответственности, число которых не так велико.

Для упрощения процесса обучения специалистов, связанных с видео-производством и ориентированных на работу на спортивных соревнованиях в прямом эфире, в 2010 году компания slomo.tv разработала систему "Академия". "Академия" представляет собой специализированный сервер slomo.tv и библиотеку учебных материалов для обучения режиссеров спортивных трансляций, операторов систем повторов, специалистов по графике. Принцип обучения, на котором базируется "Академия" – использование реальных многоканальных съемок для воссоздания обстановки, максимально приближенной к рабочей. Фактически "Академия" является эмулятором спортивного соревнования и набора камер, которые используют для его освещения.

Впервые данная технология обучения была применена для подготовки телевизионного персонала для Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи.

В последнее время не утихают споры, можно ли отнести киберспорт к «спорту» или это разновидность шоу? На этот сложный вопрос нет однозначного ответа. В последнее время в публичном дискурсе присутствуют только те виды спорта, которые вобрали в себя элементы шоу. Ведь без ярких зрелищных моментов и связанной с ними телевизионной трансляции невозможно привлечь рекламные бюджеты, без которых, в свою очередь, невозможен профессиональный "большой" спорт. И "большой" спорт прилагает все усилия, чтобы сделать шоу более захватывающим и не упустить внимание зрителя. Начиная от формата и организации самих соревнований, и заканчивая изменением самих правил спорта. "Большой" спорт все больше становится зрелищным шоу.

Само определение "спорта", в котором прописано, что он «включает все формы соревновательной физической активности или игр», позволяет однозначно назвать киберспорт видом спорта.

Сравнение классического спорта и киберспорта

Как уже сказано ранее, ни один вид спорта не может стать и оставаться популярным без трансляций и элементов шоу. Казалось бы, для удержания зрительского внимания в киберспорте можно использовать стандартные приемы спортивных трансляций.

Однако показ этих соревнований отличается от работы на классических видах спорта, поскольку при трансляциях классических командных видов спорта в центре внимания находится, например, шайба или мяч и борьба вокруг них.

Так получилось, что наиболее популярные киберспортивые дисциплины (Counter-Strike: Global Offensive, Call of Duty, League of Legends, DotA 2) являются командными видеоиграми, в которых действия каждого игрока постоянно являются значимыми и влияют на течение игры. Это значительно увеличивает сложность показа таких соревнований. Чтобы зрелищно и логично показать раунд или карту, режиссер трансляции должен не просто быть профессионалом, но и "понимать" саму игру, знать сильные стороны и специфику команд и отдельных игроков.

Как правило, матч между командами состоит из большого числа раундов, идущих последовательно с небольшим перерывом. Поэтому у режиссера трансляции есть лишь короткий промежуток между раундами, чтобы показать лучшие моменты раунда и предоставить комментаторам возможность дать пояснения по нему. Из-за этой специфики роль повторов в трансляции турниров по киберспорту более значима, чем в классическом спорте.

Все современные соревнования по командным видам спорта можно охарактеризовать несколькими моментами:

  • борьба с высоким накалом страстей;
  • наличие телевизионной трансляции, снимающей эти соревнования большим количеством камер;
  • большая цена ошибки судьи.

Всё это может приводить к тому, что судья по каким-то причинам что-то не увидел в игровой обстановке и не смог принять верное решение.

Наличие телевизионной трансляции приводит к тому, что судья не увидел какой-то момент, в тоже время все зрители увидели этот момент во всех деталях и увидели, что судья принял неправильное решение. Это приводит к различным неприятным моментам от обвинения судьи в коррупции до потери выигрыша какой-либо из команд в той ситуации, где она могла выиграть.

Именно это и совершенствование телевизионных технологий привело к тому, что все командные виды спорта в последнее время стараются максимально быстро ввести видеосудейство для использования на международных и национальных чемпионатах.