В последнее время в среде видеопроизводства появился большой интерес к технологии ST 2110. Профессионалы видеопроизводства понимают возможные достоинства, и хотят получить больший объем передаваемой информации, имея при этом ограниченный временной ресурс. Мы попробовали помочь им в этом.
Группа стандартов ST 2110, утвержденная SMPTE, появилась в 2017 году, придя на смену группе стандартов ST 2022. Стоит понимать, что оба этих стандарта должны были реализовать желание видеоинженеров – сделать коммутацию сигналов проще и дешевле. Ведь сейчас видео это полностью цифровые данные – почему бы не использовать более простую передачу. Однако, при появлении стандарта ST 2110 его использование было затруднительно и экономически не подъемно для большинства студий.
Сейчас, благодаря развитию электроники и программного обеспечения, а также работе компании Blackmagic Design, ST 2110 может стать прорывом в технологиях передачи медиа для видеопроизводства, доступным для широкой аудитории.
Способы передачи медиафайлов
Коаксиальный кабель был первым типом кабеля, использовавшимся для передачи видеосигналов.
Затем в 80-ых и 90-ых годах появились композитные видеокабели, кабели SDI (последовательный цифровой интерфейс), кабели S-video, компонентные видеокабели.
В конце 90-ых и начале 2000-ых постепенно произошел переход на цифровую передачу медиаданных, и включение в SDI дополнительной информации (передача мультиплексированных сигналов). При этом передача производилась по одному коаксиальному кабелю.
Для того, чтобы видеосудья смог точно проанализировать спорный игровой момент и принять правильное решение, камеры системы videoReferee® на хоккейной площадке должны быть расположены и ориентированы строго определённым способом. Его определяет регламент соревнования.
Согласно Техническому Регламенту КХЛ сезона 2025/2026 система «Видеогол» должна включать в себя не менее 23 камер (17 судейских камер и 6 телевизионных). Для наглядного представления расположения судейских камер и их полей зрения специалисты slomo.tv произвели визуализацию.
Серверы slomo.tv традиционно работают с эмбеддированным звуком. Это обусловлено тем, что звук передаётся вместе с видеосигналом по интерфейсу SDI. А главное, таким решением обеспечивается синхронность звука и видео. Поскольку синхронизация звука осуществляется внешним по отношению к серверу оборудованием, то ответственность за неё лежит на специализированном оборудовании, а не на серверах slomo.tv, для которых основными являются другие задачи. Таким образом разграничиваются зоны ответственности – обеспечение высокого качества звука и мониторинг входят в обязанности инженеров по звуку. Серверы slomo.tv только записывают приходящий на вход звук или воспроизводят его. При такой реализации существенно сокращается количество кабелей и соединений, необходимых для работы.
В случае использования неэмбеддированного звука, а именно аналоговых сигналов, сигналов AES/EBU, MADI или DANTE®, оцифровка звука может производиться на частоте, несинхронной с видео. В результате количество отсчетов приходящего звука в кадре может быть больше или меньше, чем необходимо по стандарту. Для нормализации количества отсчетов потребуется дополнительная обработка, которая приведет к потере качества и, что самое главное, переложит ответственность за качество звука на сервер.
Однако многоканальный звук активно используется в видеоиндустрии, и у пользователей серверов slomo.tv есть запрос на использование такого звука в качестве входного и выходного. Обычно в аппаратных и ПТС используются специальные подсистемы (digital glue), которые позволяют эмбеддировать нужное количество аудиосигналов в любой SDI видеоканал, а также де-эмбеддировать их. Такое решение позволяет быстро и с минимальным количеством подключений получать необходимый результат.
Работа с видеосигналами обязательно включает в себя контроль видеоизображения. Это необходимо по разным причинам: начиная от проверки наличия сигнала и его качества, и до мониторинга событий, которые происходят на видео.
При работе с одним сигналом все довольно просто: устанавливается контрольный видеомонитор, который показывает содержание входного видеосигнала. Гораздо сложнее, когда видеосигналов несколько, например, 6, 8, 16 или еще больше. В этом случае инсталляции с выделенным монитором для каждого сигнала экономически не оправданы, непрактичны и требуют большого количества свободного места. Устройство, которое решает эту задачу, называется Multiviewer.
Multiviewer – работа с большим количеством каналов
Multiviewer принимает видеосигналы, обрабатывает их, масштабируя и компонуя, и выводит на один или несколько видеомониторов в зависимости от того, какой Multiviewer используется.
Multiviewer является обязательными для работы с системами, имеющими функционал многоканальной записи. Существует по крайней мере 3 типа таких систем: серверы многоканальной записи для нелинейного видеомонтажа (NLE), системы видеоповторов, а также системы видеосудейства VAR.
Простые системы зачастую используют внешний Multiviewer для отображения входных видеосигналов, однако все профессиональные системы, в том числе и серверы EVS, GVG и slomo.tv, имеют встроенную подсистему Multiviewer. Серверы slomo.tv имеют даже два полностью независимых Multiviewer: встроенный в интерфейс управления и выделенный, работающий на своем отдельном мониторе.
Сигналы систем многоканальной записи можно разделить на 2 типа: входное "живое" видео и записанный сигнал. Multiviewer систем многоканальной записи должен работать с обоими типами сигналов.
С внедрением технологии видеопомощи арбитрам (Video assisted review) судьи получили возможность повторного просмотра спорного момента для принятия правильного решения. Монитор, используемый для разбора подготовленных видеоклипов, является одним из ключевых элементов технологии Video Assisted Review и точкой взаимодействия с командой VAR.
В зависимости от вида спорта и его специфики, существуют различные варианты организации просмотра повтора. В простейшем случае судья может подойти к команде VAR и посмотреть повтор на их рабочем месте. Для более комфортной работы (или при невозможности подойти к рабочему месту видеосудей) на кромке игровой площадки выделяется и оборудуется зона просмотра повтора (Referee Review Area) с выделенным судейским монитором.
Каким образом организуется подача сигнала на RRA монитор? На простых соревнованиях используется дублирование монитора видеосудьи с помощью HDMI™ сплиттера. Судья подходит со стороны поля, смотрит подготовленный видеофрагмент, а потом принимает финальное решение.
Казалось бы, что организация зоны просмотра повтора (RRA) не является чем-то сложным: установите стандартный монитор и подайте сигнал. Но это не совсем так.

