Командные виды спорта регулируются правилами, которые определяют не только сам игровой процесс, но и процедурную сторону этого вопроса.

Все командные виды спорта имеют счёт очков, счёт фолов, и, как правило, чётко установленные временные ограничения на различные части этого процесса.

Говоря по-простому, есть длительность игры в целом и её частей, так же чётко определены длительности удалений - если они существуют, в некоторых видах спорта нормируется время атаки.

Раньше специальные судьи с секундомерами вели отсчёт времени и управляли игровым процессом в соответствии с ходом времени.

Для того чтобы понять, что это может быть достаточно сложным, давайте представим следующую ситуацию в хоккее с шайбой:

У команды A сначала было удалён 1 игрок, через 30 секунд у этой же команды удалили ещё одного игрока, прошло 50 секунд и у их противника - команды В удалили 2х игроков и в этот же момент удалили ещё одного игрока команды А. И теперь представьте, что необходимо вести игровой тайминг - запуск и остановку времени, и в соответствии с этим таймингом, контролировать время удаления и обеспечивать своевременный выпуск штрафников.

А если ещё немного усложнить ситуацию и принять, что удаление 3х последних игроков было произведено за 40 секунд до окончания второй трети игры.

Судье придётся выпустить первого игрока. Зафиксировать время окончания периода, перенести время удаления 4х игроков в следующий период и со стартом отсчёта времени третьего периода запустить обратные отсчёты штрафного времени.

Есть и более простые ситуации, такие как отсчёт времени атаки - 24 секунды в баскетболе. Но даже в этом простом правиле есть нюансы - например ситуация с фолом защищающейся команды.

Компактное табло 24с

Даже из этих примеров понятно, что без помощи специализированного компьютера здесь не обойтись.

Алгоритмы отсчета времени обычно заданы правилами каждого игрового спорта. Но даже для одного и того же вида спорта алгоритмы отсчета времени и работы внешних устройств могут отличаться от лиги к лиге. Это, как правило, оговорено или в правилах каждой конкретной лиги или в специальных документах лиг. Для хоккея с шайбой в России такими документами являются – Технический регламент КХЛ / ВХЛ / MХЛ.

Кроме собственно ведения тайминга необходимо также отображать игровую информацию на специальном информационном табло.

В разных видах спорта может присутствовать несколько разных табло. Например, большое табло со счётом, отсчётами времени и времени штрафников, и маленькие табло со счётом и временем матча в хоккее. Или основное большое табло в баскетболе и малые табло времени атаки. Кроме табло существуют и другие устройства, связанные с игровым отсчётом - сирены, сигнализирующие об окончании временных отрезков.

Кроме того, данный контроллер должен иметь возможность подключения телевизионных графических систем для предоставления информации об игре телезрителям.

Такое устройство называется матч-контроллером – т.е. устройство контролирующее проведение матча. В международной практике такое устройство называется Scoreboard computer/controller. На мой взгляд, это не совсем верно.

Scoreboard - это табло для показа счета. КонтрОллер информационного табло - это устройство, которое управляет процессом отображения информации на табло. А в данном случае имеется ввиду сложное устройство, которое контролирует проведение игры, осуществляет отображение информации о ходе матча.

Стоит также не забывать ещё об одной очень важной функции матч-контроллера – передаче игровой информации системе видеосудейства (для разных видов спорта эти системы имеют различные названия так для хоккея c шайбой – VideoGoal / Видеогол, для футбола VAR – Video assistant referee).

Scoreboard Bodet

Матч-контроллер состоит из нескольких основных блоков: компьютера - общего назначения или специализированного со специализированным программным обеспечением; специализированной клавиатуры, как правило, совмещённой с дисплеем для отображения текущей информации и элементов интерфейса (различных интерфейсов для подключения внешних устройств).

Схема подключения матч-контроллера для баскетбола Схема подключения матч-контроллера для хоккея

На настоящий момент наиболее популярны матч-контроллеры на основе специализированных компьютеров. Это обусловлено тем, что данные устройства представляют собой моноблок из дисплея, специализированной клавиатуры и самого компьютера с программой, зашитой в постоянное запоминающее устройство. Это обеспечивает компактные размеры, низкое энергопотребление, высокую надёжность и невозможность случайно стереть программу.

Интересной особенностью некоторых матч-контроллеров является возможность распечатать судейский протокол.

В мире достаточно большое количество производителей матч-контроллеров. К всемирно известным относятся: Westerstrand, Nautronic, Bodet, Omega, Megalux, TecnoVISION. Российские производители матч-контроллеров: NataInfo, Victory, VITA, Araneus–NGLight, ElTablo.