Командные виды спорта регулируются правилами, которые определяют не только сам игровой процесс, но и процедурную сторону этого вопроса.

Все командные виды спорта имеют счёт очков, счёт фолов, и, как правило, чётко установленные временные ограничения на различные части этого процесса.

Говоря по-простому, есть длительность игры в целом и её частей, так же чётко определены длительности удалений - если они существуют, в некоторых видах спорта нормируется время атаки.

Раньше специальные судьи с секундомерами вели отсчёт времени и управляли игровым процессом в соответствии с ходом времени.

Для того чтобы понять, что это может быть достаточно сложным, давайте представим следующую ситуацию в хоккее с шайбой:

У команды A сначала было удалён 1 игрок, через 30 секунд у этой же команды удалили ещё одного игрока, прошло 50 секунд и у их противника - команды В удалили 2х игроков и в этот же момент удалили ещё одного игрока команды А. И теперь представьте, что необходимо вести игровой тайминг - запуск и остановку времени, и в соответствии с этим таймингом, контролировать время удаления и обеспечивать своевременный выпуск штрафников.

А если ещё немного усложнить ситуацию и принять, что удаление 3х последних игроков было произведено за 40 секунд до окончания второй трети игры.

Судье придётся выпустить первого игрока. Зафиксировать время окончания периода, перенести время удаления 4х игроков в следующий период и со стартом отсчёта времени третьего периода запустить обратные отсчёты штрафного времени.

Есть и более простые ситуации, такие как отсчёт времени атаки - 24 секунды в баскетболе. Но даже в этом простом правиле есть нюансы - например ситуация с фолом защищающейся команды.

Даже из этих примеров понятно, что без помощи специализированного компьютера здесь не обойтись.

Алгоритмы отсчета времени обычно заданы правилами каждого игрового спорта. Но даже для одного и того же вида спорта алгоритмы отсчета времени и работы внешних устройств могут отличаться от лиги к лиге. Это, как правило, оговорено или в правилах каждой конкретной лиги или в специальных документах лиг. Для хоккея с шайбой в России такими документами являются – Технический регламент КХЛ / ВХЛ / MХЛ.

Кроме собственно ведения тайминга необходимо также отображать игровую информацию на специальном информационном табло.

В разных видах спорта может присутствовать несколько разных табло. Например, большое табло со счётом, отсчётами времени и времени штрафников, и маленькие табло со счётом и временем матча в хоккее. Или основное большое табло в баскетболе и малые табло времени атаки. Кроме табло существуют и другие устройства, связанные с игровым отсчётом - сирены, сигнализирующие об окончании временных отрезков.

Кроме того, данный контроллер должен иметь возможность подключения телевизионных графических систем для предоставления информации об игре телезрителям.

Такое устройство называется матч-контроллером – т.е. устройство контролирующее проведение матча. В международной практике такое устройство называется Scoreboard computer/controller. На мой взгляд, это не совсем верно.

Scoreboard - это табло для показа счета. КонтрОллер информационного табло - это устройство, которое управляет процессом отображения информации на табло. А в данном случае имеется ввиду сложное устройство, которое контролирует проведение игры, осуществляет отображение информации о ходе матча.

Стоит также не забывать ещё об одной очень важной функции матч-контроллера – передаче игровой информации системе видеосудейства (для разных видов спорта эти системы имеют различные названия так для хоккея c шайбой – VideoGoal / Видеогол, для футбола VAR – Video assistant referee).

Матч-контроллер состоит из нескольких основных блоков: компьютера - общего назначения или специализированного со специализированным программным обеспечением; специализированной клавиатуры, как правило, совмещённой с дисплеем для отображения текущей информации и элементов интерфейса (различных интерфейсов для подключения внешних устройств).

На настоящий момент наиболее популярны матч-контроллеры на основе специализированных компьютеров. Это обусловлено тем, что данные устройства представляют собой моноблок из дисплея, специализированной клавиатуры и самого компьютера с программой, зашитой в постоянное запоминающее устройство. Это обеспечивает компактные размеры, низкое энергопотребление, высокую надёжность и невозможность случайно стереть программу.

Интересной особенностью некоторых матч-контроллеров является возможность распечатать судейский протокол.

В мире достаточно большое количество производителей матч-контроллеров. К всемирно известным относятся: Westerstrand, Nautronic, Bodet, Omega, Megalux, TecnoVISION. Российские производители матч-контроллеров: NataInfo, Victory, VITA, Araneus–NGLight, ElTablo.