Серверы slomo.tv традиционно работают с эмбеддированным звуком. Это обусловлено тем, что звук передаётся вместе с видеосигналом по интерфейсу SDI. А главное, таким решением обеспечивается синхронность звука и видео. Поскольку синхронизация звука осуществляется внешним по отношению к серверу оборудованием, то ответственность за неё лежит на специализированном оборудовании, а не на серверах slomo.tv, для которых основными являются другие задачи. Таким образом разграничиваются зоны ответственности – обеспечение высокого качества звука и мониторинг входят в обязанности инженеров по звуку. Серверы slomo.tv только записывают приходящий на вход звук или воспроизводят его. При такой реализации существенно сокращается количество кабелей и соединений, необходимых для работы.
В случае использования неэмбеддированного звука, а именно аналоговых сигналов, сигналов AES/EBU, MADI или DANTE®, оцифровка звука может производиться на частоте, несинхронной с видео. В результате количество отсчетов приходящего звука в кадре может быть больше или меньше, чем необходимо по стандарту. Для нормализации количества отсчетов потребуется дополнительная обработка, которая приведет к потере качества и, что самое главное, переложит ответственность за качество звука на сервер.
Однако многоканальный звук активно используется в видеоиндустрии, и у пользователей серверов slomo.tv есть запрос на использование такого звука в качестве входного и выходного. Обычно в аппаратных и ПТС используются специальные подсистемы (digital glue), которые позволяют эмбеддировать нужное количество аудиосигналов в любой SDI видеоканал, а также де-эмбеддировать их. Такое решение позволяет быстро и с минимальным количеством подключений получать необходимый результат.
Мы предлагаем несколько вариантов для работы с различными источниками и форматами звука. Все эти решения подразумевают использование эмбеддеров – устройств для встраивания аналогового или цифрового звука в SDI сигнал.
Работа с аналоговым и цифровым звуком AES/EBU
Для аналогового и цифрового звука AES/EBU простым и бюджетным решением будет использование эмбеддеров компании BlackMagic Design – мини конвертеры Audio to SDI. Один конвертер работает с четырьмя аналоговыми сигналами или с четырьмя стереоканалами, передаваемыми через цифровое AES/EBU соединение по стандартному AES кабелю.
Преимущество такого решения состоит в его гибкости: одно и тоже устройство может использоваться как для работы с аналоговым звуком, так и с цифровым звуком AES/EBU. Если используется аналоговый звук, то частота квантования звука синхронизируется с частотой квантования SDI сигнала, обеспечивая синхронность звука и видео. Данные конвертеры позволяют также переключать уровни входного сигнала для работы с разными типами источников. В случае использования сигналов AES/EBU, подаваемых на вход данного устройства, эмбеддер автоматически ресемплирирует звук для обеспечения синхронности с видео.
Одно устройство может использоваться для эмбеддирования четырех каналов. В случае необходимости эмбеддеры можно подключать каскадно, задавая на одном из устройств одну группу эмбеддированного звука, а на другом – другую.
Для получения аналоговых звуковых сигналов или сигналов AES/EBU при воспроизведении мы рекомендуем использовать де-эмбеддер компании BlackMagic Design – SDI to Audio.
Если необходимо контролировать звук, можно использовать конвертер от BlackMagic Design – SDI to HDMI™, имеющий выход аналогового звука.
MADI и DANTE®
В последнее время в подсистемах звукового производства и звуковой обработки получила распространение многоканальная передача звука с использованием интерфейсов MADI (Multichannel Audio Digital Interface) и DANTE®. Основное преимущество этих интерфейсов – использование одного кабеля, что экономит количество разъёмов на оборудовании, которое записывает, воспроизводит и обрабатывает звук.
В случае использования MADI звук передается по одному коаксиальному кабелю и может включать до 64 каналов звука. При передаче по технологии DANTE® в качестве физической среды используется Ethernet. В этом случае одно подключение может обеспечивать не только многоканальный вход, но и многоканальный выход. Фактически два компонента системы связываются одним стандартным Ethernet кабелем с разъемами RJ-45 или используется сетевая подсистема ПТС / комнаты видеоконтроля, в которых звук DANTE® передается по стандартному Ethernet соединению.
Работа с цифровым многоканальным звуком MADI
Для эмбеддирования многоканального звука MADI в SDI сигнал существуют специализированные внешние устройства, которые можно назвать MADI эмбеддеры / де-эмбеддеры. Таким образом за ресемплинг отвечает внешнее специализированное высококачественное оборудование.
Мы рекомендуем использовать AJA FS-4 и AJA FS-2 для работы со звуком MADI. Они будут полезны в студии и ПТС для большого количества задач, и не только для использования с серверами slomo.tv.
Эти универсальные устройства можно отнести к категории digital glue (цифровой «клей»), которые помимо функций эмбеддинга и де-эмбеддинга звука имеют внутренние функции матрицирования звука, ресемплинга, покадровой синхронизации с видео, преобразования (upscale/downscale).
AJA FS-4 – это четырехканальное устройство, которое позволяет получать на вход четыре сигнала SDI, но с восьми входов – 4 разъема BNC и 4 оптических. Также устройство имеет 2 MADI интерфейса – 2 MADI входа и 2 MADI выхода.
При необходимости работы с MADI звуком MADI выход микшерного пульта подключается на вход данного устройства и, используя внешнее веб-управление, настраивается матрицирование, чтобы звук, приходящий в звуковой канал, был эмбеддирован в нужные пары нужных видеопотоков. Таким образом сервер slomo.tv получает синхронный эмбеддированый звук в нужном канале.
При работе в режиме повторов звуковой подсистеме ПТС также может понадобиться звук, который выдает сервер, по MADI интерфейсу. В этом случае SDI выход сервера подключается к этому же устройству и, снова используя веб-интерфейс, выполняется матрицирование нужных звуковых каналов в MADI потоки.
Если сервер используется для записи под монтаж, все входы AJA FS-4 используются для эмбеддирования звука.
AJA FS-2, младший представитель семейства, отличается от FS-4 только количеством каналов обработки: FS-2 имеет два канала, что ограничивает только количество эмбеддированого звука, который можно записать в видео.
Еще раз хочется подчеркнуть универсальность AJA FS-4. Устройство может работать не только с MADI, но и с цифровым звуком AES/EBU. На задней панели AJA FS-4 расположены 16-канальный вход и 16-канальный выход. Если звуковая подсистема ПТС или аппаратной использует AES звук, то на вход AES/EBU устройства AJA FS-4 можно подавать сигналы AES и эмбеддировать их в SDI сигнал. Обычно для такой задачи используется более дешевое решение – конвертер от BlackMagic Design, как уже было описано ранее, но если AJA FS-4 уже в наличии, то можно использовать и его для работы с AES звуком. Если звуковое подразделение работает с AES, то они подают звук по AES кабелям на данное устройство. Матрицированием настраивается, в какие каналы и как звук встроить. Выход обрабатывается аналогичным образом.
Отметим, что матрица данного устройства позволяет направить один звук в несколько каналов. Таким образом можно записывать звук программы хоть во все видеоканалы в качестве, например, первой и второй стереопары. Это удобно, поскольку при возникновении проблем с входным видеоисточником программный звук не потеряется и всегда будет записан.
Стоит данное устройство около $6000, размер – 1U (ширина 444,5 мм, глубина 406,5 мм). Совместно с компактными серверами slomo.tv получается решение, занимающее малое количество места в стойке и обеспечивающее универсальное использование.
Работа со звуком DANTE®
Для работы с DANTE® мы рекомендуем использовать внешний DANTE® SDI эмбеддер/де-эмбеддер – Sonifex AVN-DIO10 (DANTE® to 3G/HD/SD-SDI Embedder/De-Embedder).
Это устройство позволяет эмбеддировать / де-эмбеддировать любой из приходящих аудио потоков по DANTE® интерфейсу в любую из пар SDI проходящего звука. Управление Sonifex AVN-DIO10 осуществляется через веб-интерфейс, который позволяет настроить, какой звук будет записываться, в какой канал будет производится эмбеддирование и что делать с этим звуком. Устройство имеет встроенный ресемплер и производит согласование частоты приходящего звука с частотой входящих SDI сигналов.
Sonifex AVN-DIO10 может также быть использован и для де-эмбедирования. При подключении к выходу видеосервера устройство может либо вставлять, либо просто отправлять DANTE® Ethernet потоки в общую сеть, которые в дальнейшем будут использованы в звуковом оборудовании.
Достоинством данного устройства является его универсальность и гибкость настройки: оно может как эмбеддировать, так и де-эмбеддировать звуковые каналы. Мы рекомендуем иметь пару таких устройств на тот случай, когда при работе с повторами необходимо вводить и выводить звук.
Ниже вы можете скачать нужные вам схемы в формате PDF: