Что такое "правильный" интерфейс и каким он должен быть? Хорошим примером является кнопка с "зеленой трубкой" на кнопочных мобильных телефонах. Первое нажатие на нее открывает список недавних звонков (сама по себе одна из наиболее часто используемых функций в мобильном телефоне), а с повторным нажатием начинается звонок на последний номер (пропущенный, принятый, набранный) в этом списке.
Это быстро, интуитивно понятно и просто. Данную операцию можно сделать даже с закрытыми глазами. Современные смартфоны безусловно имеют гораздо больший функционал. Однако это привело к существенному усложнению интерфейса. Для быстрого набора последнего номера (принятого или набранного) необходимо разблокировать телефон, переключиться в приложение "Phone" (если открыто другое приложение), зайти в меню вызовов, открыть вкладку со списком последних вызовов и выбрать номер.
У кнопочного телефона безусловно простой, быстрый и интуитивно понятный интерфейс с высокой производительностью, в том числе и за счет того, что с ним можно работать вслепую.
Как и телефоны, системы видеоповторов и их функционал за десятки лет непрерывно развивались, усложнялись и существенно расширялись. Также тот факт, что повторные системы работают в реальном времени (живые эфиры), потребовал особо внимательного подхода к разработке интерфейса и органов управления этими системами.
Стоит задать вопрос: почему же производительность и удобство интерфейса настолько важны для систем повторов и какие выгоды приносит "правильный" интерфейс повторной системы?
"Правильный" и высокопроизводительный интерфейс позволяет оператору повторов быстро подготавливать повторы и выполнять большее количество действий в ограниченный период времени. Это оставляет больше времени для ориентации в спортивной ситуации и позволяет создавать более красивые повторы. То есть позволяет операторам лучше выполнять свою работу: подбирать нужные и наиболее выигрышные моменты и делать более качественные переходы с одной камеры на другую.
Важная черта "правильного" интерфейса систем повторов – отсутствие необходимости постоянного переключения фокуса внимания с одной "area of interest" на другую. Наглядный пример – это встроенный в основной интерфейс программы Multiviewer, на котором отображаются все каналы записанного видео. Оператору не требуется постоянно переводить взгляд с отдельного монитора с Мультивьювером на область управления и редактирования клипов на другом мониторе.
Как уже сказано ранее, "правильный" интерфейс позволяет совершать действия наиболее простым и эффективным способом. Для систем повторов оптимальным органом управления однозначно является специальный пульт повторов с хорошо продуманным и правильно спроектированным интерфейсом. Конечно же, системой повторов можно управлять и с помощью клавиатуры и мыши. Однако управление и подготовка повторов с помощью мышки требует точного позиционирования курсора и нажатия на строго определенные области на экране. Оператору необходимо постоянно следить за курсором и переключать внимание от "живых" сигналов на позицию указателя мыши. Это требует постоянного контроля, а также свободного пространства в студии или ПТС для "длинных" перемещений из одного угла экрана в другой. Кроме того, нажать пальцем на нужную кнопку по памяти возможно, а попасть мышкой "вслепую" в нужный элемент управления – нет.
"Правильный" интерфейс пульта повторов не расходует зрительный ресурс опытного оператора. Большие тактильные кнопки расположены так, что оператор помнит их на ощупь, легко запоминает их расположение и не тратит время на поиск нужной кнопки. Кроме того, наиболее часто используемые кнопки расположены в зоне максимально быстрого "слепого" позиционирования.
Профессиональные пульты оснащаются колесом Jog/Shuttle, которое позволяет легко, быстро и точно позиционироваться по записанному видео. При использовании мыши подготовка простого повтора с нескольких камер займет заметно больший промежуток времени, что непозволительно при работе в прямом эфире. На некоторых соревнованиях красивые моменты и интересные моменты идут друг за другом, поэтому интерфейс должен обеспечивать максимально быструю подготовку и выдачу повторов. Именно поэтому использование мыши по скорости подготовки повторов не может сравниться со специализированным пультом повторов с кнопками и Jog/Shuttle.
По этой причине все производители профессиональных систем повторов оснащают свои системы собственным или адаптированным пультов повторов.
При разработке интерфейса повторного пульта для конкретной системы необходимо найти "достаточное" количество кнопок. Минималистический пульт с небольшим количеством кнопок создает необходимость реализации множественных вложенных меню, встроенных в сам пульт. Это отвлекает оператора от происходящих событий, заставляет переключать внимание на меню для выбора действия и расходует его драгоценное время. Компромиссом может быть решение, при котором наиболее часто используемые действия (80%-90% всех действий) могут быть вызваны "вслепую", а остальные 10%-20%, которые используются редко, вызываются через встроенное меню.
В свою очередь слишком большое количество кнопок вызывает путаницу и требует не только больше времени для запоминания, но и просто поиска на пульте нужной кнопки во время работы.
Особое внимание следует обратить на количество кнопок выбора каналов. Оно должно равняться максимально возможному количеству каналов повторов, поддерживаемых системой, или быть меньше его максимум в 2 раза, чтобы доступ к каналам производился напрямую или через комбинацию только с одной кнопкой-модификатором. Например, если кнопок выбора канала всего 4, а каналов в системе 9, то требуются сложные комбинации с дополнительными кнопками-модификаторам.
Операторы повторов обычно работают в темном OB Van, поэтому правильным, с точки зрения интерфейса, будет оснащение пультов подсвечиваемыми кнопками с контрастными краткими надписями или символами, которые хорошо видны.
Важным и полезным элементом интерфейса является световая и цветовая индикация кнопки, которая показывает, активна ли кнопка в данный момент и производится ли какое-то действие, связанное с ней. Например, кнопку записи "Record" общепринято обозначать красным цветом. Если кнопка на пульте будет подсвечена ярким красным цветом, это будет однозначно пониматься оператором, что запись идет. Это же относится и к кнопкам выбора канала. В повторном пульте Control ZR компании slomo.tv доступные в системе каналы подсвечены темно-зеленым светом, а ярко-зеленым выделяется тот канал, с которым в данный момент производится работа. Например, если в системе используются 6 каналов записи, то 1-6 кнопка подсвечены темно-зеленым, а активный сейчас канал подсвечивается ярко зеленым.
Преимущество использования кнопок с RGB LED подсветкой заключается в большем количестве вариантов обратной связи и информативных возможностей, которые могут быть реализованы в интерфейсе пульта. Это даёт возможность привлекать внимание оператора к определенным областям пульта, отображать текущие функции кнопок, а также сообщать об ошибках.
Однако интерфейс повторных систем – это не только пульт повторов и кнопки, но и все инструменты взаимодействия оператора с самой системой.
С 2005 года компания slomo.tv занимается разработкой и созданием интерфейсов повторных систем. Анализ различных решений на рынке привел нас к созданию собственного оригинального интерфейса, который в разы увеличивает производительность оператора повторов по сравнению с работой с классической архитектурой систем и общераспространенным классическим интерфейсом.
В основу интерфейса систем slomo.tv легли несколько инновационных принципов, которые позволили достичь таких результатов.
Прежде всего, мы "развязали" каналы поиска и воспроизведения. Большинство повторных систем до сих пор используют одни и те же каналы как для поиска, так и для воспроизведения.
Что это значит? Если у Вас все каналы заняты воспроизведением, Вы не можете осуществлять поиск - подготовку следующего клипа или повтора. Например, если в системе доступно всего 2 канала воспроизведения, то оператор может производить поиск в лучшем случае по двум каналам, а скорее всего по одному.
"Развязывание" каналов дало нам возможность реализовать нашу универсальную фирменную технологию, доступную на всех серверах slomo.tv, – одновременный поиск по всем записываемым каналам. Данная технология позволяет операторам, которые до этого работали только с 4 записываемыми каналами, легко справляться с 6-8 каналами на системах slomo.tv. Оператор ищет синхронно по всем каналам и сразу же видит, какие камеры подходят для повтора момента. У него пропадает необходимость постоянно переключать каналы при поиске. Это существенно сокращает количество "нажатий кнопок" и в разы увеличивает скорость работы, как и в режиме оперативного повтора (Instant Replay), так и в режиме редактирования клипов (Edit mode).
Проанализировав работу операторов, мы пришли к выводу, что большинство повторов подготавливается и выдается (Play) в режиме оперативного повтора. Это режим, в котором человек просто отматывает нужный канал, запускает "Play", переключается между каналами, при необходимости меняет точку входа (In), а после окончания повтора останавливает воспроизведение (Stop).
Поскольку любой выданный в эфир клип с высокой вероятностью является значимым игровым событием, он может понадобиться для создания Summary/Highlights. В наших системах реализовано автоматическое сохранение всех выданных в эфир клипов в выделенный плейлист. В других системах после оперативного повтора оператору необходимо разметить клип, создать его и сохранить вручную. Это отнимает огромное количество времени и уменьшает производительность оператора, особенно если несколько интересных событий произошло последовательно.
Ко всем автоматически сохраненным клипам оператор имеет оперативный доступ и может добавить их в плейлист, в котором он создает Summary/Highlights.
Также мы сделали максимально простым и быстрым использование только что созданных клипов в Instant Replay для работы с ними в Edit mode. Специальные кнопки позволяют добавить созданный в режиме оперативного повтора клип или плейлист в активный плейлист, который сейчас редактируется. Таким же образом создаваемый в режиме редактирования клип сразу же добавляется в плейлист, с которым оператор сейчас работает. Это сокращает количество необходимых действий - 4 нажатия (Mark In, Mark Out, Create, Add) против 3-х у серверов slomo.tv (Mark In, Mark Out, Create).
Позже мы внедрили еще один механизм "сокращения времени". Мы сделали возможным одновременное и параллельное редактирование двух плейлистов, например, общее Summary/Highlights и плейлист c интересными моментами, в которых принял участие какой-либо выбранный спортсмен данной встречи.
Так как система slomo.tv позволяет редактировать 2 плейлиста одновременно, любой клип, созданный в режиме оперативного повтора или размеченный в режиме редактирования, можно добавить в какой-то один или сразу в оба плейлиста.
Примененные принципы позволили увеличить производительность операторов, работающих на серверах slomo.tv, в 2-4 раза по сравнению с другими серверами.
Какую выгоду получает от этого пользователь системы?
Для начала, быстрый и оптимизированный интерфейс позволяет сократить количество операторов повторов на трансляции без потери качества. Для показа соревнований с 8 камерами (8 каналов записи) достаточно доступного сервера slomo.tv и любого оператора, даже без богатого опыта. Он без проблем справится с работой в оперативном повторе, созданием плейлистов, Summary/Highlights, "тематических" плейлистов.
Уменьшение количества операторов повторов и персонала позволяет:
- Сэкономить на заработных платах, а также командировочных расходах;
- Сократить количество рабочих мест в OB Vans (1-2 оператора заменяют 2-4);
- Сократить время и затраты на обучение персонала.
Также все технологии, разработанные и внедренные нами в серверы, привели к появлению первоклассных операторов повторов, которые, используя серверы slomo.tv, могут в одиночку контролировать и справляться с 12-15 каналами записи на киберспортивных соревнованиях. В случае работы одного оператора со всеми каналами трансляции (12-15 каналов) не требуются дополнительные ресурсы на согласование действий между операторами, режиссером повторов, тейкером.
Подводя итог, высокоэффективный и производительный интерфейс, заточенный под специализированную высокопроизводительную архитектуру сервера, в экранном интерфейсе которого совмещены Мультивьювер, средства редактирования клипов и управления воспроизведением, совместно со специализированным пультом, оптимизированным для работы "вслепую" с большим количеством функций, позволяет производить качественные и зрелищные трансляции с существенной экономией материальных и людских ресурсов.